Основы студийной съемки для начинающих. Как правильно ставить свет?

23 Апр 2015

Самое главное в студийной съемке — не пытаться запомнить схемы света, которые в большом количестве представлены в интернете. Чтобы хорошо снимать, необходимо понимать сам принцип работы. Как подходить к вопросам изучения освещения в кадре читателям «Свободного ракурса» рассказал Юрий Широченко.

Съемка с одним источником света

Если вы только начинаете работать в студии, попробуйте использовать только один источник света. Многие известные фотографы снимают именно так, аргументируя свой выбор тем, что такая схема напоминает солнечный свет и выглядит максимально естественно и гармонично.

           портрет 1 источник                  LightingSetup

На таком же принципе основана всеми любимая съемка у окна: если нет прямого солнца, то рассеянный свет мягко падает на модель, создавая нежный образ. Пробуйте поворачивать модель, тем самым изучая, как будет падать свет. Можно ловить и прямой солнечный свет, используя его как эффект или как источник, подрисовывающий контур модели.

Портрет у окна

Портрет у окна без дополнительных отражателей

Ню, окно светит сверху модели

Свет только от окна слева по кадру, светит как бы «сверху» на модель

Для работы с естественным светом так же применяется отражатель. Вспомнив известную фразу из школьного курса: «угол падения равен углу отражения», берём в руки отражатель и двигаем его так чтобы он направлял весь световой поток на модель. Отражатели бывают серебряные, золотые, и белые. Серебряные и золотые отражают больше света, золотой при этом делает отражённый свет более тёплым по цветовой температуре (желтее). Белый отражает меньше света, но мягче заполняет теневую сторону. В качестве отражателя можно использовать белую стену, белую рассеивающую часть софт-бокса или даже белую лошадь (был и такой случай).

ню-окно

Окно за моделью, обрисовывает контур модели, слева от модели чуть подсвечивает отражатель

Постоянный и импульсный свет — что выбрать?

А теперь непосредственно об освещении в студии. Оно может строиться с помощью источников постоянного света или импульсных источников, часто называемых вспышками. Съёмка с каждым типом освещения имеет свои особенности и характеристики: импульсный свет более жесткий и хлёсткий, а постоянный — более мягкий и тёплый.

Импульсный свет имеет свои уникальные возможности, с ним можно сделать на теле модели выразительные блики с чётко очерченными краями, получить более жёсткий светотеневой рисунок и интересно подчеркнуть объём, например при ню-съёмке в низком ключе. На представленном ниже снимке использовался один источник света с жесткой насадкой «рефлектор» и шторками для регулировки ширины светового потока.

ню-жёсткий импульсный свет   LightingSetup

За счет короткого времени работы вспышки появляется возможность выставлять ее на большую мощность, чем если бы она светила постоянно. Это позволяет снимать на более закрытой диафрагме, не поднимая при этом значения светочувствительности, что актуально для бьюти-съёмки.

бьюти

Иногда из-за своей мощности такой свет позволяет получить фотографии более высокого качества, особенно, если фотоаппарат среднего уровня. Однако это не значит, что импульсные вспышки однозначно лучше.

Постоянный свет, в свою очередь, позволяет получить более живую и мягкую картинку, сглаживает структуру кожи модели, что интересно смотрится при ню-съемке. Кроме того, может оказаться полезной возможность заранее видеть, какой свет будет в кадре. Если нужно получить нежные портреты или же некую «киношную картинку» — то так же не обойтись без постоянного света.

1 постоянный исторник

 

ню-постоянный-3

В студии зачастую используются моноблоки, которые работают как на импульсном, так и на постоянном (пилотном) свете. Это очень удобно: снимая с импульсным можно видеть картину света от пилотов (есть режим в котором мощность обоих видов света регулируется пропорционально) и так же автоматике фотоаппарата хватит света для наведения на резкость. Обычно на таких моноблоках присутствуют регулятор мощности постоянного света, регулятор мощности импульсного света, кнопка «тест», которая запускает пробную вспышку импульсной лампы, кнопка, которая включает и отключает светоловушку и кнопка выбора режима работы светильника. Это минимальные функции, а в зависимости от модели прибора, может присутствовать масса других настроек, таких как канал синхронизации, режим работы (скоростной или нет) и т. д.

Насадки для мягкого и жесткого света

Насадки для моноблоков делятся по свойствам создаваемого светотеневого рисунка: жёсткого и мягкого.

При использовании насадок для жесткого света образуются более глубокие и обширные тени, получается четкая светотеневая граница, сильнее выделяется фактура. К насадкам, дающим жесткий свет, относятся портретная тарелка без смягчающей насадки, рефлектор со шторками и без, тубус. Так же для ограничения светового потока с любыми насадками могут применяться соты.

_33A1714

Применена портретная тарелка, установленная слева (поэтому у парня под глазами явные тени) и моделирующий источник с рефлектором, который виден в кадре

DSV_7675-с

Мягкий же свет «охватывает» объект съемки и дает плавные переходы в светотеневом рисунке, неглубокие тени. К насадкам, дающим мягкий свет, относятся всевозможные софт-боксы, которые в зависимости от формы имеют названия: квадрабокс (квадратный), октобокс (восьмиугольный), стрип-бокс (длинный и узкий) и другие. Все они распространяют свет, согласно своей форме. Для сужения падающего света можно отворачивать софты чуть в сторону от модели, чтобы свет попадал только от края насадки, или, опять-таки, применять соты.

Бюьти-3 выбитый в белое фон

Мягкий портрет с импульсным светом. Большая мощность вспышки позволяет закрыть диафрагму, что полезно для бьюти-съемки, и снять портрет на фоне октобокса (свет охватывает модель) и на смягчённой портретной тарелкой слева сверху

Используются и другие аксессуары к световым приборам: цветные фильтры (одеваются на рефлекторы и позволяют получить свет разного цвета), линза Френеля (позволяет сфокусировать световой поток). Линза Френеля заслуживает особого внимания, с ее помощью можно рисовать светом чёткий круг, использовать маски, чтобы свет был нужной формы и просто не давать свету рассеиваться.

_33A9770-2

2 Стрип-бокса, слева и справа, дают ограничение светового потока, поэтому на модели интересные тени, подрисовывающие объём

Понимая, какие световые приборы и насадки дают тот или иной свет, можно приступать к экспериментам и добиваться желаемой картинки.

Виды и назначение света

Свет создаёт настроение кадре, так же как и поза модели и наряд, которые, кстати, должны сочетаться со светотеневым рисунком. Светом можно вызвать разные чувства: если он падает на модель сверху и напоминает солнечный, для нас он нормален и вызывает обычные спокойные ощущения. А если подсветить модель снизу, то, при взгляде на такую фотографию, возникнет ощущение тревоги и даже страха. Этот прием активно используется в кино, чтобы подчеркнуть отрицательных персонажей, поэтому, если нет желания снять триллер, располагайте основной источник света под углом, чуть выше объекта съемки. По сути, этот наш первый основной источник, который создаёт основной световой рисунок, из-за чего называется рисующим.

Есть некоторые классические схемы, применяемые еще в живописи, например, рембрантовский свет. При такой постановке осветитель расположен сбоку, чуть выше головы модели, подсвечивая одну половину лица полностью, а на второй рисуя световой треугольник под глазом, оставляя тень от носа. Такой свет качественно прорисовывает объём лица и делает менее заметной несимметричность лица, которая свойственна абсолютно всем людям. Интересно, что такой свет Рембрант стал использовать в своих картинах в противовес существующему до этого Давинчевскому свету, как раз для того, чтобы ввести в картины несимметричность.

Съемка с несколькими источниками света

Когда мы разобрались с типами света и назначением насадок для осветительных приборов, можно добавлять в работу дополнительные источники.

Предположим, мы хотим смягчить тень, падающую на модель. Для этого можно поставить отражатель (чтобы на него попадал рисующий свет) или второй источник с мягкой световой насадкой, выставив на нём меньшую мощность. Такой источник называется заполняющим, так как позволяет заполнить светом весь кадр.

_33A2014

Импульсный свет, 2 источника, слева софт-бокс и заполняющий октобокс за фотографом

импульсный-жёсткий и заполнение

Мужской портрет музыканта. Рисующий источник — портретная тарелка, на маленькой мощности включён заполняющий мягкий источник света, чтобы тени не были совсем глубокими

Чтобы отделить модель от фона, не подсвечивая при этом сам фон (например, когда девушка в черном платье стоит на фоне черной стены), необходимо использовать контровой источник света, который располагается за моделью и направлен непосредственно на неё.

чёрное на чёрном

Так же для отделения от фона возможно использовать и частные случаи контрового-моделирующего света, который направлен под углом на модель со стороны фона. Это позволит создать красивые контурные линии света на модели, делать более выразительными специальные эффекты: воду, дым…

_33A0312      LightingSetup

Если возникла необходимость подчеркнуть фактуру фона или сделать фон более светлым (вплоть до абсолютно белого), необходимо направить источники света на фон. Или же вовсе поставьте осветитель за фоном.

В зависимости от задачи при съемке может использоваться прямой свет от большого источника, два одинаковый источника с двух сторон для бестеневой картины, всевозможные насадки и творческие приёмы со светом: создание светового круга на фоне, раскрашивание фона цветными фильтрами, подсвечивание капель воды моделирующим светом…

Поняв суть света, вам больше не придется ориентироваться на чужие схемы. Вы сможете оценивать свою работу по получаемому световому рисунку и эффектам в кадре, создавать потрясающие картины, создавая все новые и новые шедевры. Но это не значит, что не нужно смотреть, кто как снимает и какие приемы использует. Напротив, изучение работ профессионалов позволяет набраться опыта и познать некоторые секреты их мастерства. Так что пробуйте, глядя на фотографию, угадывать, каким образом она была сделана и какое при этом использовано освещение.

ню-постоянный-2

2 постоянных источника с рефлекторами, контровое подсвечивание моделей и дыма

съёмка против окна

Съёмка против большого окна, средняя часть которого выдаётся наружу (небольшая мансарда) за счёт этого всё подсвечено без отражателей

жёсткий постоянный свет, эффект движения волос

Съёмка с постоянным светом. Рефлектор светит в лицо справа, сзади на фоне стоит 3 источника: 2 рефлектора (со шторками и без) и источник без насадки

бьюти-2

Портрет с импульсным светом, 1 октобокс на модель и 2 источника с цветными фильтрами подсвечивают фон

ню-постоянный-1

Ню-съёмка с постоянным светом, 2 источника

смешанный свет-2

Примеры смешанного света: постоянный и импульстный

смешанный свет-1

 

Юрий Широченко

Поделиться:

Добавить комментарий