Погружаясь в мир фантазий. Что такое смешанный свет и как с ним работать?

08 Июл 2015

Съемка со смешанным светом привлекает многих фотографов. Однако мало кто может на словах объяснить, как именно создать необычные эффекты с цветными разводами в кадре. Журнал «Свободный ракурс» пообщался с фотографом Юрием Широченко и попытался представить, как именно нужно действовать и фотографу, и модели.

Съёмкой со смешанным светом называют технологию, когда для освещения одновременно используют постоянный (галогенный, светодиодный) и импульсный свет (различного рода вспышки). За счет длинной выдержки мы можем размыть часть кадра с помощью постоянного света, а благодаря импульсному оставить другую его часть резкой, создав тем самым множество неожиданных эффектов.

смешанный свет-1

Работая со вспышкой, которая поддерживает фирменные технологии управления от производителя фотоаппарата, и, имея возможность управлять синхронизацией по первой или по второй шторке, вы можете контролировать, когда именно будет срабатывать свет: при открытии или при закрытии затвора. От этого зависит, когда именно картинка будет «заморожена» — в начальной точке движения или конечной. Этот прием позволит создать интересные эффекты, например, отъезжающую или наоборот, резко тормозящую машину. А вот при съемке человека зачастую удобнее использовать синхронизацию по первой шторке.

Сейчас мы будем говорить именно о модельной съемке. Для того, чтобы красиво «зафиксировать» человека в кадре его нужно осветить импульсным светом. Как направить свет на модель можно подробнее прочитать в статье «Основы студийной съемки для начинающих. Как правильно ставить свет?». Так как кадр будет заполняться источниками постоянного освещения, импульсный источник в большинстве случаев можем использовать один и расположить его например под углом чуть сверху и чуть сбоку, а вот с постоянным можно экспериментировать.

1. Источник постоянного света может быть расположен под углом сзади или сбоку, и направлен на волосы и блестящие элементы одежды. Отдельно можно осветить украшения, которые красиво отражают лучи. Это удобно сделать точечным, направленным источником, подсветку вести с наиболее удобного места, смотря при этом, чтобы украшения давали блики в объектив. В этом случае то место, куда попадает постоянный свет, будет давать отсветы при длительном экспонировании кадра (выдержку надо выбирать по мощности например 15-0”8 и иногда до целых секунд). Для получения дополнительного красивого эффекта (световых полос) необходимо производить поступательные или вращательные движения камеры после вспышки, рисуя таким образом те самые световые полосы, можно так же вращать кольца зума или руководить движениями модели и элементов ее одежды.

смешанный свет-2

Фото Юрий Широченко. Подсветка волос и украшений выполнена источниками постоянного света. При съёмке сначала делается экспонирование вспышкой студийного моноблока, потом фотоаппарат двигается при выдержке 0″4-0″8, таким образом, все подсвеченные постоянным светом светлые элементы оставляют световые полосы, повторяющие движение объектива.

_33A2184

Фото Юрий Широченко. На этом кадре волосы подсвечены сзади постоянным светом, а сама модель «замораживается» импульсным светом. В момент съёмки с выдержкой в десятые доли секунды производится движение кольцом зума объектива, за счёт чего световые линии расходятся от модели.

_y1sEd3Bve0

Фото Дмитрий Юшков, снято на фотовечере под руководством Юрия Широченко. Светящиеся элементы платья и волосы подсвечивались постоянным светом, фотоаппарат двигался всеми возможными способами, в том числе и вокруг своей оси. В результате часть световых линий заходят на модель и создают мягкий эффект.

2. Постоянный свет расположен сзади (под разными углами), а ассистенты или сама модель могут размахивать яркими тканями или отражателями (иногда для интересных полос хорошо делать движения перекрученным отражателем так чтобы беспорядочно работала и золотая и серебряная сторона и получались эффекты с разной световой температурой).

4ZpaU1wZP1g

Фото Алексей Колобаев, снято на фотовечере. Ассистенты сзади делали взмахи яркими светлыми цветными тканями, которые подсвечивались постоянным светом. Эти ткани давали красивые неравномерные световые разводы, которые и создали эффект огня, наводя зрителя на сопоставление модели с птицей-фениксом.

_33A0858-2

Фото Юрий Широченко. При съёмке 2 лампы постоянного света стояли сзади и девушки делали волнистые движения вейлами (веерами с лёгкими тканями) вейлы, волосы и контуры получали световые шлейфы, фон заливался лёгким светом, а сами девушки замораживались 1 источником с портретной тарелкой

 

3. Можно использовать источники света для рисования так называемого фризалайта: фонарики, светодиодные сборки, ленты, и т.д.

HbU3SueoVZc

Фото Виктория Нотарева, снято на фотовечере. При помощи ассистентов в кадре двигалась светодиодная лента синего цвета, которая и оставила за собой световые полосы.

4. Так же можно и работать с живыми источниками света, с огнём, такая съёмка называется фаер-съёмкой и имеет в себе множество приёмов и технических вариантов работы с фототехникой.

Скорее всего, в качестве постоянного света в студии будет использоваться пилотный свет источников (200-300 Вт). Иногда встречаются пилотные лампы мощностью 1000 Вт (это уже съёмочный постоянный свет), или же самостоятельные источники постоянного свет на 500 и 1000 Вт. По цветовой температуре такие осветители будут отличаться от уже имеющегося импульсного света. Чтобы избежать этого, поставьте световой фильтр на один из источников: холодный фильтр на источник постоянного света или тёплый — на источник импульсного света. Помните, что ставить фильтры на импульсный свет проще – он меньше нагревается.

В качестве еще одного интересного приема попробуйте делать несколько вспышек в течение длинной выдержки, поставив фотоаппарат на штатив и управляя открытием и закрытием шторки с пульта управления, а вспышками — синхронизатором вручную. Это откроет еще больший простор для творчества и позволит получать интересные и неожиданные кадры.

z_4bfe12b4

Фото Максим Илюхин, снято на фотовечере. Кадр был сделан на длинной выдержке, фотоаппарат закреплен на штативе. Модель двигалась и принимала заранее отрепетированные позы. В нужные моменты срабатывала вспышка, в результате чего модель экспонировалась в кадре несколько раз.

Юрий Широченко

Поделиться:

Добавить комментарий